Суббота, 18.05.2024, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Масленниковой Н.А.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт формирования ИКТ - компетентностей обучающихся в рамках введения стандартов ФГОС НОО

Вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет, приобретя и противников, и сторонников. На сегодняшний день ясно одно – начальная школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике, не систематически, с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана.

Компетентность – это качество владения набором общеучебных умений и навыков.  

Новый ФГОС относит приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности к образовательной области «Математика и информатика», но первичные навыки использования средств ИКТ являются предметом изучения образовательной области «Технология», поскольку они больше относятся к технологиям интеллектуального труда. Отработка полученных навыков должна происходить во всех предметных областях, а области «Математика и информатика» должна принадлежать ведущая интегрирующая роль.

В начале  учебного года встает  вопрос о выборе программы внеурочной деятельности. Ведь согласно стандарту ФГОС НОО выпускник начальной школы должен уметь ориентироваться в информационных потоках современного общества, использовать сеть Интернет для поиска необходимой информации, обрабатывать графику, создавать электронный публикации, кратковременные анимационные ролики, презентации проектов.

Кроме того обучающийся должен уметь применять знания в области информационных технологий в других предметных областях (при оформлении предметных проектов, выполнении исследовательского задания).

Было принято решение ввести в действие программу «Компьютерная азбука», которая рассчитана на 1 год обучения и преемственность осуществляется во 2 -4 классе при изучении курса «Информатика».

Программа включила в себя разделы:

Отличительные признаки и составные части предметов

План действий и его описание

Множества

 Логические рассуждения

Занятия проводятся в компьютерном классе. Продолжительность занятия в 1-ых класса – 35 минут

Занятия проводятся по следующей схеме:

  1. Организационный момент.
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания, задания, предлагаемые к учебникам по другим предметам.
  3. Повторительно-обучающая работа (задания, связанные с материалом предыдущего занятия).
  4. Объяснение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Работа за компьютером (I класс — 8 — 10 мин, со II класса — 10 -15 мин).
  7. Выполнение упражнений для глаз.
  8. Подведение итогов.

Разберем каждый этап кружкового занятия на конкретных примерах.

 При организации обучающихся к работе стараюсь настроить их эмоционально на плодотворную работу. Мы улыбаемся друг другу, спрашиваю, каким они хотят сегодня видеть наше занятие, предполагают ли тему занятия и т. п.

В качестве разминки использую задания с дисков «Математика. Электронное приложение к учебнику М. И. Моро» или «Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова». Например, замени двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Скриншот задания представлен на слайде. Каждый ребенок сидит за компьютером и буквально в течение 3 минут работает. Такое упражнение, во-первых формирует навык управления мышью и работы с ее функциональными кнопками (часть обучающихся с мышками не дружат), а во-вторых позволяет закрепить знания по теме «Числа 0т 1 до 100. Нумерация». Выполняя задание дети сталкиваются с понятием «Окно», управление окном, структура окна программы. Все эти понятия вводились на первых занятиях кружка.

Или, например, задание «Запиши пропущенные цифры в окошки домиков».

Задание с одной стороны направлено на совершенствование вычислительных навыков, а с другой – отработка навыка работы с мышью и цифровыми клавишами клавиатуры.

Для организации повторительно-обучающей работы по изученным темам использую занимательные загадки, интерактивные модули. например, если на предыдущем уроке мы изучали  понятия «равно», «не равно», то можно использовать интерактивные задания из ЦОР

 

Активно на занятиях мы используем интегрированные среды «Мир информатики» и «Страна фантазия», которые мы установили на каждый компьютер и на каждом занятии дети работают 10-12 минут за ПК .

В рамках работы по программе «Инфознайка» продумана диагностика уровня сформированности ИКТ – компетентностей обучающихся.

Цель диагностики: качественная оценка уровня  сформированности ИКТ – компетентности, установление интереса к занятиям кружка «Инфознайка».

Диагностика первого года обучения состоит из нескольких анкет и диагностических практических работ (всего 6 работ):

  1. Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».
  2. Анкета №2. «Выявление уровня сформированности ИКТ – компетентности по итогам 1-й четверти».

Анкета №1. предлагается обучающимся перед началом работы по программе «Компьютерная азбука» (до первого занятия) и позволяет определить начальный уровень подготовки обучающихся в области информационных технологий.

Анкета №2 предлагается обучающимся по итогам первой четверти и позволяет отследить личностные достижения обучающихся.

Диагностические работы построены таким образом, что позволяют проверить личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

 

Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».

  1. У тебя есть дома компьютер?___________________________
  2. Умеешь ли ты включать компьютер?_____________________
  3. Знаешь ли ты из каких устройств состоит компьютер?_______
  4. Что ты делаешь на компьютере? (выбрать нужное)

а) играю

б) работаю в интернете

в) набираю текст

г) рисую

д) не работаю на компьютере

5. Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?_______

6. Умеешь ли ты выключать компьютер?_______________________

7. Знаешь ли ты правила обращения с компьютером?____________

8. Сколько времени ты проводишь за компьютером?_____________

 

Анкета №2. «Выявление уровня сформированности ИКТ – компетентности по итогам 1 класса»

1. Умеешь ли ты включать компьютер?_____

2. Умеешь ли ты выключать компьютер?_____

3. Компьютер состоит из:

а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь

б) монитор, системный блок

в) монитор, клавиатура, мышь

г) мышь, принтер, сканер

4. Мышь предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

5. Клавиатура предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

6. Монитор предназначен для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

7. Знаешь ли ты что такое главное меню?________

8. Умеешь ли ты работать с текстом на компьютере?____

9. Умеешь ли ты сохранять текстовый документ?_______

Результаты диагностики

В период с 13.09.13 по 18.09.13 обучающимся 1-ых классов была предложена Анкета №1. «Выявление начального уровня ИКТ – компетентности», которая позволяет определить начальный уровень подготовки обучающихся в области информационных технологий и определяла подбор содержания программы внеурочной деятельности.

В таблице №1. представлены результаты входной анкеты.

Таблица №1.

Результаты Анкеты №1

«Выявление начального уровня ИКТ – компетентности».

Вопросы анкеты

да

%

нет

%

не знаю

%

1

У тебя есть дома компьютер?

34

89%

4

11%

 

 

2

Умеешь ли ты включать компьютер?

5

13%

33

87%

 

 

3

Знаешь ли ты, из каких устройств состоит компьютер?

17

45%

21

55%

 

 

4

Что ты делаешь на компьютере?

 

 

 

 

 

 

А)   играю

26

68%

 

 

 

 

Б) работаю в интернете

15

39%

 

 

 

 

В) набираю текст

4

11%

 

 

 

 

Г) рисую

5

13%

 

 

 

 

Д) не работаю на компьютере

8

32%

 

 

 

 

5

Можешь ли ты сохранять информацию на компьютере?

12

32%

23

61%

 

 

6

Умеешь ли ты выключать компьютер?

5

13%

33

87%

 

 

7

Знаешь ли правила обращения с компьютером?

6

16%

32

84%

 

 

8

Сколько времени проводишь за компьютером?

Меньше одного часа-один час

 

Больше одного часа

 

Не работают

 

8

21%

26

68%

4

11%

 

 

Результаты анкетирования можно отразить диаграммой, которая показывает уровень подготовленности обучающихся в области ИКТ - технологий:

Выводы:

Анализ результатов входного анкетирования показал, что большинство обучающихся имеют дома компьютер, однако уровень ИКТ - компетентности обучающихся 1ых классов довольно низкий. В основном школьники используют возможности ЭВМ для игр и проводят за компьютером более двух часов, что совершенно не соответствует их возрасту. Возникает необходимость в организации внеучебной деятельности по информатике. При этом программа работы должна включить такие темы как: Устройство компьютера, Правила работы с компьютером, Работа в простейшем текстовом редакторе, Работа в простейшем графическом редакторе, Работа с объектами рабочего стола и т. п. Материал каждого следующего года обучения должен расширять и углублять знания обучающихся.

 

В период с 22.04 по 2.05 2014 года обучающимся была предложена анкета №2 «Выявление уровня сформированности ИКТ – компетентности по итогам 1-го года», которая позволяет отследить личностные достижения обучающихся. Результаты анкетирования представления в таблице №2.

Таблица №2.

Результаты Анкеты №2

«Выявление начального уровня ИКТ – компетентности

по итогам 1 класса».

Вопрос

да

%

нет

%

1

Умеешь ли ты включать компьютер?

38

100%

-

 

2

Умеешь ли ты выключать компьютер?

37

97 %

1

3%

3

Компьютер состоит из:

а) монитор, системный блок, клавиатура, мышь

б) монитор, системный блок

в) монитор, клавиатура, мышь

г) мышь, принтер, сканер

38

100%

 

 

4

Мышь предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

32

84 %

6

16 %

5

Клавиатура предназначена для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

30

79 %

8

21 %

6

Монитор предназначен для:

а) ввода информации

б) вывода информации

в) для управления

32

  84 %

6

16 %

7

Знаешь ли ты что такое меню?

32

84 %

6

16 %

8

Умеешь ли ты работать с текстом?

37

97 %

1

3 %

9

Умеешь ли ты сохранять информацию?

34

  89 %

4

11 %

 

Результаты анкетирования можно отразить диаграммой, которая показывает динамику уровня подготовленности обучающихся в области ИКТ - технологий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

Анализ результатов анкетирования по итогам 1 класса  показал рост доли обучающихся, которые могут назвать основные устройства компьютера, знают правила работы за компьютером, работают с текстом и графикой, в сети Интернет. Сократилось число играющих детей. Обучающихся владеют терминологией, умеют работать с клавиатурой, мышью и знают о их назначении. Таким образом, реализация программы внеучебной деятельности эффективно влияет на формирование уровней ИКТ - компетентности обучающихся.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Atom73 (26.11.2015)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz